Дима Школьник (Школяр) (scolar) wrote,
Дима Школьник (Школяр)
scolar

Паганини: тест-драйв

Почитав юзера roni22 (а точнее его блог http://classicalmusicblog.ru ), решил послушать первый концерт Паганини в исполнении Хилари Хан. Залез я на Амазон - и тут меня посетила мысль - а что, если взять много разных записей и сравнить. Сказано - сделано: итак, у нас в коллекции Леонид Коган с Orchestre de la Société des Concerts du Conservatoire, Максим Венгеров с Israel Philharmonic Orchestra и Хилари Хан с Симфоническим оркестром Шведского радио.

Тут надо сказать, что я этот концерт могу насвистеть не хуже, чем Рабинович напеть Карузо, поскольку запись Аккардо с Лондонским симфоническим оркестром я слушаю в среднем раз в месяц. Держа это в голове, решил для чистоты эксперимента, пока диски доставляют, некоторое время не слушать скрипичной музыки вовсе.

В пояснение: благодаря многочисленным литературным легендам на слово "Паганини" есть чёткая ассоциация - дьявол с тонкими длинными пальцами, летающими над грифом - и исполнение Аккардо в эту картину вписывается идеально, хотя, подозреваю, первый концерт - не самое технически сложное произведение. И если говорить об оркестре, то Лондонский играет так, как будто знает, что по окончании Маэстро пожмёт руку не только дирижёру, но и каждому музыканту. Соответственно, особой чистоты эксперимента не ожидалось.

Первым поставил Когана - кажется, я слышал, как Паганини играет ангел: эта музыка, которая в привычном исполнении будоражит, оказывается, может умиротворять как Ave Maria. И оркестр умиротворен - и, кажется, я начинаю понимать, чем дирижёр отличается от метронома.

На следующий день поставил Венгерова. По вступлению: такое ощущение, что слышишь диалог оркестрантов: "так, что сегодня играем?" - "Паганини №1" - "А кто солирует?" - "Венгеров" - "А кто это? А ладно, давайте побыстрее..." Они втопили, а Венгеров играл как автомат. Этакий гугльмэп: кое-где хорошо прорисовано, а кое-где не очень.

На третий день была Хилари Хан. Она, безусловно, прочувствовала то, что играет - и играет что-то глубоко своё. Кроме того, она упивается своей техникой - тем, что у неё получается - это не усталый дьявол и не усталый ангел. Но нет мощи, там, где она нужна - и это иссушает. И оркестр, словно чувствуя это, увядает вслед - их нет. Серьёзно: дослушав, я понял, что слышал только солистку. И случись это на концерте, я бы, пожалуй, ушёл. Снова поставил Когана - успокаивает.

В общем и целом, идея слушать разные исполнения и сравнивать свои ощущения мне нравится. Денег только уйдёт...

Ах, да: до меня ещё не доехал последний из заказанных дисков: Иегуди Менухин и Royal Philharmonic Orchestra.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments